Ольга Сапир (olgalit) wrote,
Ольга Сапир
olgalit

"Великолепная семерка" как концепция социального зеркала



В минувший четверг состоялась премьера перезапущенной "Великолепной семерки" (реж. Антуан Фукуа). Почитатели жанра бодро двинули в кино, с намерением сравнить с версией Джона Стёрджеса 1960 года выпуска, а те, кто в курсе, вспомнили еще и прототип - "Семь самураев" Акиры Куросавы (да-да, "Семерка..." есть ничто иное, как всего лишь адаптация японской классики 1954 года).
Лично я вовсе не ценитель вестернов (видела их всего - ничего), но заценить поспешила. Интерес мой был обусловлен вовсе не тем, что в этом направлении давненько не появлялось новинок, а тем, что для меня это прежде всего социальная история, где простенький сюжет (не изменившийся, кстати, за столько лет), служит лишь фоном для отображения актуальных процессов в обществе: ценностей, структуры, взаимодействия между различными слоями и группами.

Напомню кратко "вечный" сюжет.
В некой условной деревне живут крестьяне, постоянно подвергающиеся набегам и грабежам со стороны местных бандитов. Когда становится совсем невмоготу, старейшина отправляет нескольких жителей в близлежащий город, чтобы нанять защитников, способных дать отпор обидчикам. Задача сложная, так как предложить в качестве оплаты особо нечего. Тем не менее, семеро соглашаются выполнить эту работу, каждый по своим причинам: ранее незнакомые люди собираются в ту самую "великолепную семерку" под общим руководством одного лидера. Далее: совместное проживание в деревне, планирование ее обороны, финальное побоище, занавес.

Если оценивать только эту плоскость, то можно сказать, что фильм у Фукуа не получился. Вроде бы все то же самое, но цельности нет, повествование отчего-то разваливается. Использовано много клише и штампов, что привносит ощущение пародийности, а моменты, дававшие привкус душевности, наоборот, исключены (например, взаимоотношения с деревенскими детишками  у Стёрджеса или семейные истории крестьян у Куросавы). Битва, конечно, получилась эпичная, с колоссальной плотностью пуль и трупов на единицу площади и времени, но это всего лишь форма, а не содержание. И в какие-то моменты за этой формой полностью теряется суть. К актерам тоже много претензий. При всем моем уважении к Дензелу Вашингтону, играет он из рук вон плохо, имхо. У него центральный персонаж - лидер семерки - но он совершенно не держит акцент и внимание зрителя. Более того: в нем нет ковбойской посадки, нет ауры "человека Дикого Запада" (в отличие от того же Клинта Иствуда). А вот кто умничка, так это, по-моему, Крис Пратт в роли Фарадея. Похоже, парень поймал кураж вовремя съемок и создал яркий, запоминающийся образ. Не ожидала от него такого сюрприза.



Но вернемся к нашим баранам, а именно социальной подоплеке фильма.

С этой точки зрения, Фукуа - молодец. Не знаю, осознанно он получил такой результат или творил по наитию, но слепок с современного американского (и не только) общества вышил достоверный, я считаю.
Разберемся по-порядку.

1. Состав "Великолепной семерки".
В оригинальном фильме Акиры Куросавы он представлен самураями, то есть выходцами из одного сословия. Это были люди приблизительно равного происхождения, образования и навыков, поскольку кастовость была характерна для феодальной Японии 16 века. Различные социальные слои могли активно взаимодействовать, но редко смешивались: у каждого сословия был четко регламентированный "функционал", выход за рамки которого не поощрялся, а в некоторых случаях даже наказывался. Именно поэтому столь трагично выглядит любовная линия между крестьянской девушкой Шино и учеником самурая Катцухиро: их союз невозможен, так как они принадлежат к разным социальным группам. Именно поэтому члены семерки - поиздержавшиеся ронины (самураи без хозяина) не ищут себе иного ремесла: не позволяет социальный статус (проживая в деревне, они, кстати, тоже все больше подгоняют крестьян, а сами траншеи копают лишь изредка). Да и деревенские предпочитают плуг и вилы изучению тактики и стратегии, нанимая для военного ремесла людей со стороны.



В этом плане в первой амерканской адаптации Стёрджеса все несколько демократичнее, поскольку США - это страна "понаехавших", если разобраться. Сия главная историческая особенность повлияла на состав семерки, в которой на первый план выходят типажи и характеры участников, нежели их происхождение и характеристики социальной группы: именно личные особенности освоителей континета определили будущее Америки и ее дух. Правда, поскольку расовая сегрегация в США в 1960 году еще не была окончательно побеждена, чернокожих в составе героев нет, но реверанс в сторону антирасизма режиссер все-таки сделал (эпизод с проездом катафалка в самом начале, когда лидер группы и его новый знакомый везут тело индейца на кладбище для "белых"). Любовная линия также перетерпела некоторые изменения: жесткого разделения на сословия в США попросту не существовало, и чем заниматься по жизни было делом исключительно индивидуального выбора. В результате молодой ученик ковбоев спокойно примкнул к фермерам, чтобы остаться со своей возлюбленной.



А что же мы видим в новом фильме Антуана Фукуа? Состав его семерки с этой точки зрения просто потрясающий! Он отображает не только многонациональность американского общества (здесь есть чернокожий, азиат, индеец команч, ирландец и мексиканец), но и такие ценности как толерантность, равноправие и принятие. Не случайно лидер группы - афроамериканец, а его закадычный друг "Стрелок" - герой гражданской войны: именно отношение к рабству было основополагающим моментом для вражды Севера и Юга, и только победа Северных штатов смогла привести к уравниванию всех представителей американского общества в правах и возможностях. Вторая любопытная пара - молодой индеец - команч и пожилой охотник за краснокожими - дает отсылку к такой нелицеприятной странице американской истории, как период войн между коренными жителями Америки и первыми поселенцами. То, как представители этих непримиримых прежде групп населения в итоге проникаются уважением друг к другу, показывает зрителю, что прошлое остается в прошлом, и что американское общество способно преодолевать предрассудки и вырастать над старыми обидами, пытаясь найти точки объединения, а не наоборот.
Зато любовная линия была сведена Антуаном к нулю видимо, любовь ныне не основополагающая ценность. Девушка-то, правда, осталась, но как символ грядущей победы над сексизмом: она не только сражается наравне с мужчинами, она еще и их работодатель по совместительству. Что делать, феминизм - также одна из выраженных социальных тенденций современности.




2. Мотивы.
Если с личным составом худо-бедно разобрались, то о мотивах семерых стоит поговорить отдельно.
Понятно, что на поверхности лежит некий "профессиональный" азарт (желание подзаработать не совсем соответствует действительности, так как у Куросавы самураи подряжаются за еду, а у Стёрджеса и Фукуа - за очень скромное вознаграждение, которое заведомо не покрывает расходов). Есть также и небольшая доля личных интересов. Но это не перевешивает факта необходимости противостояния значительно превосходящей силе противника с подопечными, не умеющими воевать от слова "совсем". В такой ситуации гораздо проще плюнуть на все и отойти в сторону (и в фильме 1960 года семерка действительно сваливает полным составом, но потом возвращается). Что же помогает героям довести дело до конца в ситуации, когда риски столь велики? Я бы сказала, что это именно отношение к своей деятельности, делу в целом (отношение к защищаемым вторично, поскольку никакими узами, кроме устной договоренности, персонажи не связаны).
Японским самураям сбежать не позволяет кодекс бусидо. Их сословие - люди чести, а ретироваться перед лицом опасности означает покрыть себя позором, после чего только сеппуку остается совершить. У ковбоев Стёрджеса это просто добросовестное отношение к работе, которую следует выполнить хорошо, уж коли назвался груздем. Именно борьба за качество в условиях жесткой конкуренции сформировала такие национальные черты американского характера (которыми я восхищаюсь), как предприимчивость, деловая хватка, умение идти на риск и начинать с нуля. В качестве "последствия" столь трепетного отношения к своей репутации, определяющей, в том числе, и конкурентоспособность, мы имеем сейчас систему рейтингов (банков, ВУЗов, мед.учреждений и т.п.), которая активно продвигается именно из США.



В новинке 2016 года все совершенно иначе: на первый план выходит внешне ориентированная идея. На вопрос, что заставляет участвовать в чужой войне, дается однозначный ответ: "эти люди заслуживают справедливости" так и хочется следом добавить: "и демократии!" При этом надо отдавать себе отчет в том, что "справедливость" - весьма субъективная вещь, для одного означающая лучшую цену на землю, а для другого - казнь своего обидчика. Более того, в фильме это понятие очень ловко переплетается с желанием мести (даже лидера семерки эта чаша не миновала). В результате на выходе мы наблюдаем наглядную демонстрацию "двойного дна", когда под внешне благовидным и социально одобряемым предлогом, преследуются иные, вовсе не благородные цели (что столь типично для современной геополитики в целом). В этом же ключе размышляет и главгад, когда поясняет следующее: "в этой стране под демократией давно понимается капитализм, а капитализм стал богом". Так что ели вдруг кто-то внезапно решил помочь вам установить равенство и братство и демократию, стоит насторожиться и поискать коммерческий интерес.

3. Крестьяне, они же фермеры.
Казалось бы, тут все должно быть предельно просто: сеют, пашут, живут в глубинке, стараясь ни во что не ввязываться. Но у Фукуа фермеры получились уж очень условные.  Всю дорогу я не могла понять, каким местом они к сельскому хозяйству: никаких тебе кукурузных полей или бесконечных отар вокруг городка, который на деревню  похож как я на Арнольда Шварцнеггера. Но если придерживаться концепции социального зеркала, то все как раз очень даже годно. Дело в том, что бандиты не отнимают у беззащитных крестьян урожай, как в более ранних версиях, нет. Они посягают на их землю, поскольку сейчас все войны так или иначе ведутся для установления контроля над территориями, где потом можно развернуть любое производство, какое необходимо. Готовый продукт больше никого не интересует, разве только ресурсы и сырье для его получения (тут-то и появляется дополнительно золотодобывающая шахта, которой ни у Куросавы, ни у Стёрджеса отродясь не водилось).
В рядах крестьянско-фермерского сословия также наблюдаются перемены. Со сцены незаметно исчез такой типаж как староста (старейшина) деревни, который выражал коллективную волю и принимал решения, в том числе и решение вступить в противоборство с бандитами. В этот раз явного лидера у фермеров нет: властью обличенное лицо, оно же шериф, оказалось продажной сволочью, и затевать эпопею с наймом защитников  пришлось тем, "кому больше всех надо" (при этом с остальными членами общины они не очень-то и советовались, поставив всех уже перед свершившимся фактом. Эгоизм во всей красе).



4. Взаимодействие.
Последний вопрос, который мне бы хотелось рассмотреть в своем небольшом анализе - это особенности взаимодействия между персонажами. То ли действительно, межличностные коммуникации настолько просели в наш век в сторону крайне гипертрофированного индивидуализма, то ли это просто оказалось ненужным в данном конкретном случае, но все герои остались в моей памяти отдельными цветовыми пятнами, так и не сложившись в общую мозайку. Члены семерки слабо общаются между собой - раз, они практически никак не общаются с фермерами, которых собираются защищать - два. Деревенька тоже не создает впечатления единой общины: отдельные "парламентеры" перекидываются с ковбоями парой слов, но не более.
Совместному бытию столь разных людей и сословий в лентах Акиры Куросавы и Джона Стёрджеса было уделено достаточно большое внимание. Там люди пытались достичь взаимопонимания и установить доверительные отношения, без которых выполнить поставленную задачу было бы практически невозможно. Были и совместные трапезы, и душевные разговоры, и общий досуг. Совершенно разные миры диффундировали друг в друга, создавая крепкую связку на период совместной деятельности. В 2016 году от фильма такого впечатления не осталось: как все были сами по себе, так сами по себе и остались, даже во время ужина в салуне, где планировка располагает к сужению личного пространства, семерка держится особнячком. За рамки договорных отношений взаимодействие так и не выходит. Потому в конце все просто разбежались по-быстрому в разные стороны, без прощальных речей, рукопожатий и напутственных слов (вспомните обращение старейшины в фильме 1960 года, или выводы, которые делает самурай Камбэй в оригинальной версии 1954 года). Такие вот дела.

Вывод.
"Великолепная семерка" - это невер эндинг стори современного кинематографа. Сюжет фильма настолько универсален, что его можно переснимать каждые 15-20 лет, и он вольно или невольно будет отображать положение дел в обществе. Даже в эпоху колонизации Марса, кому-то, возможно, придется защищать первых поселенцев красной планеты от местных головоногих (или каких там еще) рекетиров. Так что поживем - увидим :)))

Живите долго и процветайте.
Tags: Кино, Мальчики и девочки, На злобу дня, Размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

    Никто не вернётся прежним Из жернова этих дней. Кто-то утратил надежду, А кто-то - веру в людей. Один потерял работу, Другой потерял родных,…

  • * * *

    Свернешь с проторенной дороги - И мир совсем уже не тот. Но каждый шаг и час в итоге К Предназначению ведёт, А шлейф вопросов "Кто ты?", "С кем ты?"…

  • "Яга. Кошмар темного леса", 2020

    Ну пачимууу, пачимууу не может кинематограф всея Руси сделать хоть один нормальный хоррор? ("Вий" 1967 года выпуска, конечно, не в счет, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments